Бизнес-шоу

История любой более или менее крупной компании украшена корпоративными легендами, которые порой имеют слабое отношение к ее прошлому. Как в старом анекдоте про американского миллионера, рассказывающего о собственном способе сколотить первый капитал: «Когда я эмигрировал в США, у меня было грязное яблоко. Я его помыл, продал и на вырученные деньги купил два грязных яблока. Помыл и продал их — и яблочный бизнес завертелся. А потом моя тетя оставила мне миллион в наследство».
Впрочем, есть компании, которым не нужно заниматься мифотворчеством, поскольку их история и без того «вошла в историю». Один из примеров — британская группа Virgin, ставшая знаменитой во всем мире благодаря ее создателю, неугомонному сэру Ричарду Брэнсону.
Сегодня годовой оборот Virgin Group оценивается в 8 млрд долл., а ее структура объединяет порядка 200 компаний. В группу входят четыре действующие авиакомпании: английская Virgin Atlantic Airways, бельгийский «бюджетный» перевозчик Virgin Express, австралийская авиакомпания-без-излишеств Virgin Blue и нигерийская Virgin Nigeria. Правда самой любимой авиационной «дочкой» для сэра Брэнсона остается Virgin Atlantic — именно с нее двадцать лет назад началось его вторжение в авиационный бизнес.

Основное направление
Талантливый шоумен и расчетливый бизнесмен Ричард Брэнсон за последние тридцать лет успел попробовать себя в огромном количестве отраслей, начиная с продажи пластинок и заканчивая созданием собственных мощных авиа- и железнодорожных компаний. И то, что он сделал в индустрии воздушного транспорта, заслуживает самого пристального внимания: сэр Брэнсон на практике доказал, что сочетание математически точно просчитанной бизнес-модели с элементами шоу дает потрясающий экономический эффект.
Навскидку Virgin Atlantic воспринимается как мощная авиакомпания с внушительным дальнемагистральным парком, основной конкурент национального английского перевозчика British Airways, компания с ярким индивидуальным подходом к сервису на земле и в воздухе. Но если оценивать место Virgin Atlantic в мировой индустрии воздушных перевозок при помощи сухой статистики, окажется, что эта авиакомпания в 2004 г. (итоги 2005 г. на момент сдачи номера в печать еще не были опубликованы) перевезла 4,3 млн пасс., то есть практически в десять раз меньше, чем British Airways (около 40 млн пасс.). А размеры ее флота еще удивительнее для такого раскрученного бренда — всего 33 машины. Однако именно в случае с Virgin Atlantic эти цифры оказываются относительной величиной. При скромных по меркам западной индустрии размерах парка и пассажирооборота Virgin уже многие годы остается настоящей занозой для традиционных перевозчиков и лакмусовой бумажкой новых тенденций для всей отрасли.
Чтобы понять, как сэр Брэнсон сумел победить статистику, вернемся в 1984 г. Тогда юрист Рэндольф Филдс показал уже состоявшемуся музыкальному магнату Ричарду Брэнсону бизнес-план по созданию авиакомпании British Atlantic. Он предложил создать перевозчика, который работал бы только на маршрутах между Англией и Северной Америкой, а салоны всех его самолетов были бы выполнены лишь в компоновке бизнес-класса. Эта идея опередила свое время — только в 2001 г. крупные авиакомпании начали экспериментировать с такой моделью перевозок. А в те времена Ричард Брэнсон согласился участвовать в проекте, изменив при этом название на Virgin Atlantic и вернув в самолеты экономический класс (от салонов первого класса он отказался с самого начала). За три месяца были оформлены коммерческие права, взят в лизинг самолет Boeing 747-200 и подобран персонал. Летом 1984 г. новая авиакомпания выполнила свой первый рейс из аэропорта Гэтвик (Лондон) в аэропорт Ньюарк (в пригороде Нью-Йорка).
То, какой рынок будет приоритетным для Virgin Atlantic, было ясно из названия перевозчика. К слову сказать, «трансатлантика» сегодня — самый насыщенный и жесткий с точки зрения конкуренции рынок. Сэр Брэнсон и его команда с самого начала решили организовать бизнес так, чтобы компания при приемлемых тарифах смогла переманить у работавших на этом направлении авиакомпаний самых выгодных пассажиров — бизнес-путешественников. Задача не из легких, но Ричард Брэнсон в очередной раз смог доказать, что умеет упаковывать консервативные бизнес-модели в яркую обертку нестандартных идей, создавая ощущение чего-то принципиально нового и уникального. Базовые составляющие сервиса у Virgin едва ли кардинально отличаются от обслуживания на борту British Airways или American Airlines, но благодаря раскрученному образу Virgin и огромному количеству нюансов для пассажиров «бизнеса» (к примеру, предоставление услуг косметолога и массажиста в полете или оборудование барной стойки в салоне самолета) авиакомпания обрела множество лояльных клиентов.
Первое время базовым аэропортом Virgin Atlantic оставался лондонский Гэтвик, однако со временем компания сумела получить слоты в загруженном Хитроу и начала последовательно увеличивать свое присутствие в этой воздушной гавани. Сегодня она выполняет перевозки из обоих лондонских аэропортов и оба называет базовыми.
Пока что на долю Virgin приходится менее 3% слотов в Хитроу, но компания смогла получить существенную долю рынка трансатлантических перевозок из этого аэропорта — сегодня она больше, чем у United и American вместе взятых. Между тем в последние годы Virgin Atlantic пытается уменьшить свою зависимость от трансатлантических перевозок, выходя на новые маршруты. С 2001 г., когда именно на этом рынке спрос упал сильнее всего, Virgin сократила долю провозных мощностей на «трансатлантике» с 75 до 60% от общего объема. Компания начала выполнять полеты в Индию, на Багамские острова, Кубу, Ямайку и в ОАЭ. По словам менеджеров Virgin Atlantic, такие меры позволят еще заметнее снизить долю рынка США в общем объеме перевозок, но все же направления в Америку останутся для Virgin основными.

  Какой механик без IT

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий