Еще один «грузовик»

Boeing расширяет семейство своих широкофюзеляжных лайнеров и собирается вскоре назвать поставщика самолетов 767-300, переоборудованных в грузовые в рамках программы Boeing Converted Freighter

Майкл МЭКХАМ, Сиэтл
Руководство самолетостроительной фирмы Boeing намерено в начале лета окончательно выбрать фирму, которая будет переоборудовать пассажирские самолеты 767-300 в грузовые. Первая поставка такого переоборудованного «грузовика» авиакомпании All Nippon Airways запланирована на IV квартал 2007 г.
Марко Каваццони, руководитель программы BCF (Boeing Converted Freighter) по переоборудованию самолетов 747-400, сообщил о том, что уже подписано предварительное соглашение о программе работ по самолетам типа 767 с центром, занимающимся переоборудованием пассажирских самолетов в грузовые.
Существует целый ряд центров, специализирующихся на трудоемких формах обслуживания и ремонта, способных переоборудовать пассажирский или грузо-пассажирский самолет в грузовой. Однако Boeing должен сертифицировать готовый самолет, выпуская бюллетень на доработку конструкции, принять на себя гарантийные обязательства и включить его в программу послепродажного обслуживания, поддерживаемую отделением послепродажного обслуживания гражданской авиатехники фирмы.
Завершить выпуск чертежей для варианта 767-300BCF планируется в конце третьего — начале четвертого квартала этого года. К работам по переоборудованию первого самолета должны приступить в начале следующего года.
Максимальный взлетный вес 767-300BCF составляет 187 т, а максимальный вес самолета без топлива равен 140 т, то есть такой же, что и у 767-300F, который сразу выпускался именно в грузовом варианте. Вес пустого снаряженного 767-300BCF будет на 500 кг больше, а максимальная полезная нагрузка, равная 52,6 т, соответственно меньше, чем у 767-300F. Расчетная дальность полета с максимальной нагрузкой также на 250 км меньше и составляет 5830 км.
Однако объемы грузовых отсеков нового самолета останутся такими же: 3620 м3 на верхней палубе и 1075 м3 — на нижней. Они будут оборудованы по классу Е. Меняется прокладка трубопроводов системы кондиционирования, электрожгутов системы управления и температурного контроля основного грузового отсека. В связи с увеличением полезной нагрузки по сравнению с пассажирским вариантом усиливается конструкция крыла, фюзеляжа и пола. Между кабиной экипажа и грузовым отсеком устанавливается защитная перегородка, способная выдержать девятикратный вес груза, расположенного на 24 поддонах. В штатном варианте предусмотрены три места для сопровождающих грузы. По просьбе заказчика при перевозке животных количество дополнительных мест для сопровождающих может быть увеличено.
По мнению Томаса Б. Крабтри, специалиста по анализу рынка грузовых перевозок отделения гражданской авиатехники фирмы Boeing, среднегодовые темпы роста авиаперевозок в 6,3%, не меняющиеся с 1985 г., продержатся в течение 20 лет. Затем, по мнению оптимистично настроенных аналитиков, они поднимутся до 8%, а по мнению пессимистов, упадут до 5%. В настоящее время последняя оценка ближе к истине. В прошлом году из-за скачка цен на топливо рост составил всего 2-3%, но по мере формирования грузовыми авиаперевозчиками долгосрочных механизмов ценообразования, позволяющих приспособиться к высокой стоимости топлива, темпы роста снова должны увеличиться.
По прогнозу специалистов фирмы Boeing, к 2023 г. в мире будет эксплуатироваться 3526 грузовых самолетов (см. диаграмму). Наибольшее увеличение парка приходится на Азиатский регион, в частности на Китай.

  SIA предлагает сдавать багаж дома

Прогноз поставок грузовых самолетов на период до 2023 г.
Источник: Boeing. В настоящее время 90% провозных мощностей мирового парка грузовых самолетов обеспечивается самолетами фирмы Boeing. При этом только на один Boeing 747 приходится 50%. Поэтому фирма стремится полностью завоевать рынок, предлагая и переоборудованные из пассажирских, и новые грузовые самолеты.
Программа переоборудования самолетов 747-400 стала своего рода визитной карточкой расширяющихся работ фирмы в этом направлении. В конце апреля авиакомпания Korean Air разместила еще два заказа в дополнение к имеющимся шести. Тем самым общее число твердых заказов на переоборудованные 747-400, полученных от семи заказчиков, достигло 43 с опционами еще на 22 самолета. Cathay Pacific уже получила первый самолет и в июне должна получить второй.
Переоборудование самолетов 747-400 выполняется фирмой Taikoo Aircraft Engineering Co. (г. Сямынь, КНР), миноритарным акционером которой является Boeing. Компании Korean Air и Singapore Airlines также хотят приобрести все необходимое для выполнения переоборудования в своих центрах технического обслуживания и ремонта. По сведениям, полученным от российских официальных лиц, переговоры с фирмой Boeing о переоборудовании 747-х ведет и ульяновский завод «Авиастар-СП», собиравший раньше грузовые Ан-124, а в настоящее время выпускающий узкофюзеляжные Tу-204.
Отделение Bedek израильской корпорации Israel Aircraft Industries, которое является официальным поставщиком переоборудованных самолетов типа 757, предлагает собственную программу переоборудования 747-400. Но, по словам Каваццони, она не будет поддержана фирмой Boeing.
Реализация программы самолетов третьего поколения Boeing 747-8 началась при росте заказов на «грузовики». Официальных заявлений о заказах на пассажирский вариант этого самолета пока не поступало. Вице-президент фирмы и руководитель программы самолетов типа 747 Джефф Пис прогнозирует подписание в этом году более одного контракта. (Первоначально руководство фирмы надеялось получить «стартового» заказчика в I квартале этого года.)
Boeing уклоняется от комментариев на тему возможного срока появления грузового варианта самого нового самолета фирмы, лайнера средней вместимости Boeing 787. Но, по словам г-на Крабтри, появление 787F неизбежно.
Вице-президент фирмы и руководитель программы самолетов типа 777 Ларс Андерсен отметил, что помимо постройки грузовых 777F фирма в будущем поддержит переоборудование 15-20-летних пассажирских самолетов в грузовые. По его словам, из 519 новых широкофюзеляжных грузовых самолетов, которые Boeing планирует поставить в течение ближайших 20 лет, около 200 машин будут типа 777.
В терминологии фирмы название «приспособленный под перевозку грузов самолет» (Special Freighter) относится к самолетам, первоначально эксплуатировавшимся в качестве пассажирских. Оно придумано для того, чтобы отличить такие самолеты от самолетов, переоборудованных в грузовые в рамках программ BCF. Наличие аббревиатуры BCF означает, что программа переоборудования одобрена фирмой и что фирма провела всю работу по подготовке документации, контролировала процесс переоборудования, сертифицировала результат работы и обеспечивает выполнение гарантийных обязательств.
По словам г-на Крабтри, самолеты, с самого начала построенные как грузовые, хотя и стоят в три раза дороже, но значительно превосходят по своим характеристикам переоборудованные из пассажирских. У них больше дальность, более высокая надежность вылета по расписанию и в среднем на 10% выше среднегодовая интенсивность эксплуатации. Кроме того, хотя и непонятно по каким причинам, но у переоборудованных самолетов больше вероятность возникновения очагов коррозии. Определенные проблемы могут также появляться из-за наличия на них ненужных в грузовом варианте систем. Поэтому авиакомпании, имеющие отдельные подразделения грузовых перевозок, являются основными заказчиками таких грузовых самолетов.
Статья подготовлена при участии Алексея КОМАРОВА, Москва

  Авиакомпания Singapore Airlines сократит частоту рейсов Сингапур—Москва—Хьюстон

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий