Новые флагманы

Перелет в Сингапур

Алексей СИНИЦКИЙ, Тулуза

Двухэтажный самолет A380, первый полет которого состоялся в конце апреля, привлекает внимание не только специалистов, но и обычных пассажиров, которые, как правило, мало задумываются о том, на самолетах какого типа они летают. За последние полвека в истории мировой авиации такой широко узнаваемый образ имели только Boeing 747 и Concorde. Европейским самолетостроителям удалось преодолеть однообразие унификации своих самолетов (впрочем, вполне экономически оправданное) и создать машину, поражающую воображение.

По состоянию на май 2005 г. на самолет A380 было размещено 154 твердых заказа и обязательства со стороны 15 авиакомпаний мира (127 на пассажирскую версию самолета и 27 на грузовую). Точка окупаемости проекта, стоимость которого составляет порядка 12 млрд долл., находится на уровне 250 машин. Руководители Airbus считают, что этот рубеж будет преодолен. «В течение 20 лет в мире потребуется около 800 самолетов вместимостью 500-600 пассажиров», — полагает вице-президент Airbus по прогнозированию и исследованию рынка Лоран Руо. Ожидаемый среднегодовой рост пассажирооборота на 5,3% приведет в 2023 г. к утроению этого показателя по сравнению с 2004 г. По словам Лорана Руо, такой рост обусловлен двумя, на первый взгляд, противоречивыми факторами: консолидацией и фрагментацией пассажиропотоков.

Консолидация будет происходить вокруг основных транзитных узлов — хабов — на основе развития глобальных альянсов авиакомпаний. Для перевозок между хабами, по стратегии Airbus, и будут востребованы самолеты A380. В то же время существенный вклад в рост пассажиропотоков должна внести фрагментация: развитие связей между транзитными хабами и отдельными пунктами назначения, прямые рейсы между парами городов, увеличение частоты полетов на линиях с невысоким пассажиропотоком. На обслуживание этого сектора роста ориентирован перспективный Boeing 787. В качестве его конкурента Airbus предлагает A350.

  Singapore Airlines увеличивает присутствие в Азии

Навстречу консолидации

«Проект A380 (тогда еще A3XX) с момента своего старта в середине 90-х сопровождался тщательным изучением рынка и постоянными контактами с авиакомпаниями — потенциальными заказчиками, для того чтобы определить конфигурацию самолета: размеры, дальность, вместимость и прочие параметры, — рассказывает Шарль Шампьон, исполнительный вице-президент Airbus по программе A380. — В 2000 г., когда началась реализация проекта, число рабочих встреч с авиакомпаниями резко возросло; в 2003-2004 гг. консультации шли практически каждую неделю, и всего к моменту выкатки первого летного экземпляра A380 в январе этого года было проведено 187 подобных встреч» (см. диаграмму).

В конструкции A380 применен ряд инноваций. В частности, планер самолета на 25% состоит из современных алюминиево-литиевых сплавов и композитных материалов, благодаря чему удалось увеличить коммерческую загрузку на 15 т по сравнению с традиционной конструкцией. Нововведения не обошли также бортовую авионику и многие системы самолета.

Однако самые заметные — особенно для пассажиров — новшества касаются оборудования салона. Наличие двух палуб и заметное увеличение свободного пространства по сравнению с существующими самолетами позволяет авиакомпаниям искать самые разнообразные варианты обеспечения комфорта пассажиров, особенно в течение многочасовых дальних перелетов.

Любопытно, что большинство авиакомпаний-заказчиков, по словам г-на Шампьона, не особенно заинтересованы в самолете максимальной вместимости. Они позиционируют A380 как свои флагманские воздушные суда и уделяют особое внимание первому и бизнес-классам. Именно в них должна проявиться индивидуальность авиакомпаний, и именно это они держат под большим секретом.

Кстати, по одной из неофициальных версий, затянувшееся обсуждение вариантов компоновки салона с заказчиком (ряд вопросов требует весьма глубокого вмешательства в конструкцию самолета — например, устанавливать ли широкую лестницу на второй этаж или узкую лестницу и лифт, или же вообще отказаться от лестниц и полностью отделить первый класс от бизнес- и экономклассов) оказалось причиной наметившейся уже сейчас задержки срока поставки первого A380 стартовому заказчику — компании Singapore Airlines. Поставка была запланирована на май 2006 г., но сейчас срок перенесен на вторую половину года. Руководители Airbus хранят полное молчание как относительно причин задержки, так и относительно возможных штрафов со стороны авиакомпании. «Все очень просто: у нас есть контракт с Singapore Airlines и в нем оговорены все гарантии и все обязательства сторон, — объясняет Шарль Шампьон. — Но его содержание — коммерческая тайна. После того как поставка самолета состоится, мы будем обсуждать ситуацию с руководством авиакомпании, и, если не удастся договориться, нельзя исключать судебного разбирательства». Ранее глава Singapore Airlines Чу Чунь Сен заявил, что вопрос отсрочки поставки первого самолета не урегулирован и у авиакомпании нет на этот счет соглашения с Airbus.

  Star Alliance концентрируется в Домодедово...

Впрочем, отдельные задержки вряд ли окажут существенное влияние. В классе сверхбольших самолетов Airbus сейчас вне конкуренции и, если прогнозы развития рынка сбудутся, программу A380 ожидает серьезный успех.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий